Отдел продаж:
Техническая консультация:
По вопросам отгрузки товаров:
Отдел продаж:
Техническая консультация:
По вопросам отгрузки товаров:
В.А. Сытов, к.т.н., А.Е. Верстаков, А.Е. Воронин, В.Е. Бахарева, д.т.н., А.А. Чурикова, Д.В. Цуканов, В.В. Сытов.
Подшипники скольжения служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и сохраняют заданное положение оси вращения вала. От качества подшипников скольжения в значительной степени зависят работоспособность и долговечность машин.
ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» разработаны антифрикционные углепластики для подшипников скольжения, смазываемых водой, которые обладают высокой конструкционной прочностью, износо- и ударостойкостью, технологичностью и размерной стабильностью. Подшипники скольжения из углепластиков марок УГЭТ и ФУТ имеют различное конструктивное исполнение. В зависимости от конструктивного исполнения узла трения способы крепления антифрикционного углепластика в подшипнике могут быть следующие:
Во всех случаях исполнение подшипников двухслойное (металл-углепластик).
В гидротурбиностроении есть ряд узлов трения, в которых кроме высокой износостойкости от подшипников требуются амортизационные свойства. Одновременно обеспечить и высокую износостойкость, и амортизационные свойства возможно только при использовании многослойных конструкций, в состав которых входит вибродемпфирующий материал. Одним из способов обеспечения демпфирующих свойств является применение эластичных материалов в сочетании с углепластиком. В настоящей статье в качестве эластичного материала применяется резина. Рассмотрено применение комбинированных подшипников с резиновыми «гидрозамками». Резина в этом случае является и амортизирующим и антифрикционным элементом (рисунок 1).
Рис. 1 Комбинированный подшипник с резиновыми «гидрозамками».
Необходимость применения резины в этом узле (рис. 1) была вызвана тем, что в ряде случаев при монтаже направляющих подшипников валов гидротурбин происходило повреждение гидрозамка (кромок подшипника).
Соединение резины и углепластиков в конструкции представляет значительные трудности, так как резина имеет низкую адгезию к углепластику. Механическое соединение нежелательно из-за возможности выхода крепежа на поверхность трения, поэтому нами была использована технология клеевой сборки, которая является надежным и экономичным способом соединения деталей.
Выбор клеевого состава
При выборе клеевого состава для сборки деталей из разнородных материалов (сталь-углепластик, сталь-резина) необходимо учитывать не только напряжения, возникающие в тонком клеевом шве при эксплуатации изделий, в которых масса деталей намного превышает массу адгезива, но и напряжения, обусловленные различными коэффициентами линейного температурного расширения. Следовательно, применяемый клей в отвержденном состоянии наряду с достаточной прочностью клеевого шва, высокими адгезионными характеристиками к стали, углепластику и резине должен обеспечивать минимальные значения внутренних напряжений, что на практике обеспечивается повышенной деформативностью.
В качестве объектов исследований конструкционных материалов и адгезивов были выбраны: Сталь 3, эпоксидный и фенольный углепластики, акрилонитрильная и изопреновая резины (свойства приведены в таблице 1), эпоксикаучковые клеи (свойства приведены в таблице 2).
Выбор марок резин обусловлен условиями эксплуатации и свойствами резин. В настоящее время из 8 марок рекомендуемых резин для амортизаторов наиболее доступной, технологичной и обладающей стабильными свойствами является резина марки 8470. Кроме того, для сравнения использовалась также резина марки 10677, применяемая в настоящее время в судовых подшипниках и кольцевых направляющих подшипниках вала гидротурбин.
Свойства применяемых резин
Наименование показателей | Резина 8470 ГОСТ 7338-90 (Акрилонитрильная) | Резина 10677 ТУ 38.1051935-04 (Изопреновая) |
Условная прочность при растяжении, МПа, не менее | 7,0 | 9,3 |
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее | 200 | 150 |
Твердость по Шору А | 55-70 | 70-85 |
Таблица 1
Выбор эпоксикаучуковых клеев обусловлен различным количественным содержанием каучуковой фазы в композиции (таблица 2), что позволяет варьировать деформативностью в широких пределах. Следует отметить, что при применении эпоксикаучуковых клеев величина зазора, а также ее изменение по длине клеевого шва практически не влияет на работоспособность клеевого соединения.
Свойства применяемых эпоксикаучуковых клеев
Наименование показателей | Марки клеев | ||
ЭКАН-3 | КДС-174-1 | КДС-11 | |
Разрушающее напряжение при сдвиге, Ст3-Ст3, МПа, не менее При температуре: минус 50 оС 20 оС 80 оС | |||
15 | 22 | 35 | |
12 | 15 | 26 | |
5 | 6 | 12 | |
Относительное удлинение, %, не менее | 40 | 8 | 4 |
Таблица 2
Клеи ЭКАН-3, КДС-174-1 и КДС-11 представляют собой композиции холодного отверждения на основе эпоксидной смолы, модифицированной каучуком, и аминного отвердителя. Температурный диапазон эксплуатации составляет от минус 60 до плюс 120 ˚С. Режимы отверждения:
Холодный: 20 оС — 24 ч
Горячий: 20 оС — 2 ч, затем 60 — 80 оС — 3 — 4 ч.
Исходя из природы применяемых конструкционных материалов и различий в свойствах выбранных клеев, исследовались характеристики следующих клеевых соединений:
— сталь 3 – клей КДС-174 – углепластик
— сталь 3 – клей ЭКАН-3 — резина
В качестве способа подготовки поверхности неметаллических материалов был выбран механический — зашкуривание до матовой поверхности с последующим обезжириванием бензином и выдержкой на воздухе перед нанесением клея в течение 15 минут. Приведенные в таблице 3 результаты показали недостаточную прочность клеевых соединений. Для повышения прочностных характеристик клеевых соединений был использован механохимический способ подготовки поверхностей склеиваемых материалов. Его применение позволило повысить прочность клеевых соединений в 1,5 — 2 раза [2, 3].
Прочность соединения структурных элементов многослойных подшипников
Склеиваемые пары | Разрушающее напряжение при сдвиге, МПа | |
механический метод подготовки поверхности | механо-химический метод подготовки поверхности | |
1. Резина (6470) со сталью, клей ЭКАН-3 | 2,71 | 3,59 |
2.Углепластик со сталью, клей КДС- 174-1 | 2,6 | 5,22 |
Таблица 3
Таким образом, задача создания комбинированных подшипников (рисунки 1 и 3) из разнородных материалов может быть эффективно решена методами клеевой сборки с применением эпоксикаучуковых клеев различной деформативности.
Для проверки сохраняемости свойств клеев ЭКАН-3 и КДС-174-1 были получены кинетические кривые изменения контролируемых показателей свойств материалов в результате теплового старения при температурах 70, 90, 110, 130 ºС в течение 1, 5, 15, 30, 60, 90, 120 и 270 суток. В ходе испытаний было выявлено, что на начальном этапе старения прочность клеевого соединения возрастает, достигая максимума, а затем незначительно снижается (рис. 2, рис. 3). Наличие начального периода роста прочности клеевого соединения связано с доотверждением клеев. Относительное удлинение в момент разрыва незначительно уменьшилось (рис. 4, рис. 5). Разрушающее напряжение при сдвиге определялось по ГОСТ 14759–69 на пластинах Ст3-Ст3, а относительное удлинение в момент разрыва на образцах типа «лопатки» по ГОСТ 21751-76.
Рисунок 2. Зависимость разрушающего напряжения при сдвиге клея ЭКАН-3 от времени старения при различных температурах.
Рисунок 3. Зависимость разрушающего напряжения при сдвиге клея КДС-174-1 от времени старения при различных температурах.
Рисунок 4. Зависимость эластичности клея ЭКАН-3 от времени выдержки при 90 ºС.
Рисунок 5. Зависимость эластичности клея КДС-174-1 от времени выдержки при 90 ºС.
Технология приготовления связующих клеев ЭКАН-3 и КДС-174-1 предполагает совмещение компонентов при температурах 150 – 160°С в течение 2-3 часов, при этом в связующем по окончании процесса практически не остается летучих веществ, что благоприятно влияет на здоровье сотрудников предприятий, применяющих клеи.
Углепластиковые подшипники, изготовленные методом клеевой сборки, успешно эксплуатируются в узлах трения гидротурбин, насосов, судовых механизмов и арматуры трубопроводов.
Рис. 6 Направляющий подшипник скольжения Юмагузинской ГЭС с гидрозамками из резины.
Последние годы в подшипниках ответственных насосов энергетических установок ТЭЦ, ТЭС, АЭС, и судовых энергетических установок (СЭУ) применяются теплостойкие антифрикционные углепластики. Они также применяются в насосах для перекачки нефти и нефтепродуктов. Температура перекачиваемой жидкости 80-125 0С. В этом случае при клеевой сборке подшипников к клеям предъявляется дополнительные требование к теплостойкости, водостойкости (в том числе в перегретой воде) и нефтестойкости.
Данным требованиям наиболее полно удовлетворяет эпоксикремнийорганический клей холодного отверждения марки ТКС-500, предназначенный для склеивания металлических и неметаллических материалов, обладающий высокой адгезонной и когезионной прочностью, стойкостью к действию вибрационных нагрузок, тепловых и гидравлических ударов. Работоспособен в диапазоне температур от -196 до +300 ºС, кратковременно до +500 ºС . Стоек к воздействию воды, масел, бензина и дизельного топлива. Клей отверждается при температуре цеха при контактном давлении в течение 72 часов. Физико-механические свойства приведены в таблице 4.
Внешний вид | Однородная вязкая масса коричневого цвета |
Жизнеспособность в диапазоне температур 15 – 35 ºС, мин., не менее | 60 |
Относительное удлинение при разрыве через 24 ч, % | 10 |
Разрушающее напряжение при сдвиге клеевых соединений, Ст.3 при температурах, МПа, не менее:20 ºС 300 ºС | 18
0,8 |
Рис. 7 Клеевое соединение вкладыша из углепластика в металлическую обойму подшипника паровой турбины.
Заключение.
Разработана конструкция подшипника скольжения, в котором антифрикционные характеристики обеспечиваются углепластиком, а вибродемпфирующие свойства резиной.
Создан и успешно эксплуатируется на Юмагузинской ГЭС комбинированный подшипник с резиновыми «гидрозамками», в котором резина является и амортизирующим и антифрикционным элементом.
Установлено, что технология клеевой сборки является надежным и экономичным способом соединения деталей. Надежное крепление обеспечивается при использовании эпоксикаучуковых клеев марок ЭКАН-3 и КДС-174-1 и акрилонитрильной резины марки 8470. Требованиям повышенной термостойкости, водостойкости (в том числе в перегретой воде) и нефтестойкости наиболее полно удовлетворяет клей марки ТКС-500.
Список использованных источников.
[1]. Иванов М. Н. Детали машин. Учебник для ВУЗов. Изд 4.- М.:Высшая школа, 1984г. — 336с.
[2]. Сытов В.А.,Верстаков А.Е., Воронин А.Е. Системный подход к проблеме создания клеевых соединений в триботехнике// Вопросы материаловедения.-2006.-№2(46).- С.204-211.
[3]. Петрова А.П. Клеящие материалы. Справочник. Каучук и резина, М., 2002, С.196.